Три моста Ораниенбаумской электрической линии включены в перечень выявленных объектов культурного наследия


В соответствии с распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Мосты Ораниенбаумской электрической линии» 

  • г. Ломоносов, участок ж/д «граница г. Ломоносова-Дворцовый пр.», лит. Е
  • г. Ломоносов, на оси улицы Шишкина
  • г. Ломоносов, на оси улицы Немкова

включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Такое решение приняла комиссия КГИОП по установлению историко-культурной ценности объектов культурного наследия по результатам рассмотрения заявления о выявлении, поступившее от гражданина Ратникова Д.С.

Мост через железную дорогу на улице Связи представляет собой однопролетный арочный мост с широким монолитным железобетонным пролетом криволинейной формы, усиленным рядами столбов прямоугольного сечения в боковых частях. Дорожное полотно уложено на систему перекрещивающихся балок. В местах примыкания полотна к земляному откосу конструкция усилена диагональными балками.

Путепровод представляет собой редкий образец сложного железобетонного инженерного сооружения 1910-х годов с интересным конструктивным и пластическим решением.

Два моста, расположенные в створе улиц Немкова и Шишкина, представляют собой выразительный образец подобного конструктивного и архитектурно-художественного решения, имеют высокую проходную арку, монолитные боковые части с внутренней стороны усилены расширяющимися книзу контрфорсами. Один из мостов (в створе улицы Немкова) сохранил множество фрагментов исторического перильного ограждения.

Эти мосты являют собой пример раннего использования железобетона в архитектуре Санкт-Петербурга со сложной пластикой конструкции перекрытий. В районе расположения этих двух мостов также сохранились участки старой насыпи Ораниенбаумской электрической линии (ОранЭЛ).

Мосты были созданы в 1914 году варшавской фирмой «Карл Брандт» из монолитного железобетона и никогда не перестраивались.

Комиссия пришла к выводу, что мост на улице Связи и мосты в створе улиц Немкова и Шишкина обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Санкт-Петербурга, которая могла бы служить основаниями для включения их в реестр.


Ораниенбаумская электрическая линия – пригородная электрифицированная трамвайная линия, проложенная в начале XX века.

С конца XIX века Петергоф, Ораниенбаум и Мартышкино стали самыми популярными дачными местами в окрестностях Санкт-Петербурга. Ещё с 1857 года это направление обслуживала железнодорожная линия, берущая начало от Балтийского (изначально – Петергофского) вокзала. В начале XX века помимо обычных пассажирских поездов на участке Петергоф – Ораниенбаум работал особый пригородный паровоз, прозванный «кукушка», развозивший дачников по небольшим станциям и полустанкам: Лейхтенбергская (ныне Университет), Ораниенбаумская колония, Мордвиново, Мартышкино, Олинская, Халитовская.

Однако этого сообщения не хватало для обеспечения транспортом активно развивающегося пригородного направления. Поэтому в 1890-е годы появилась идея устройства электрифицированной линии, которая бы дублировала существующую железнодорожную. С 1895 по 1900 год эта идея трансформировалась от плана прокладки конной железной дороги вдоль Петергофского шоссе до устройства электрифицированной линии до Красной Горки.

С 1913 года началась реализация проекта строительства двухпутной дороги от Нарвской площади до Ораниенбаума длиной в 40 верст, а далее однопутного до Красной Горки – еще 22 версты.

Строительство велось быстрыми темпами. К осени 1914 года было полностью готово дорожное полотно с мостами. Параллельно велось строительство Силовой станции в Волынкиной деревне (выявленный объект культурного наследия «Здание электроподстанции»), депо и подстанции в Княжеве (объект культурного наследия регионального значения «Трансформаторная подстанция электрифицированной дороги «ОранЭЛ»).

С началом Первой Мировой войны работы по строительству были приостановлены. По недостроенной дороге пустили трамваи на участке Нарвские ворота – Путиловский завод, к 1916 году трамвайное сообщение продлили до Лигова, а уже после революции в 1920 году трамваи стали ходить до Стрельны. Пути на участке Стрельна – Ораниенбаум были демонтированы в середине 1920-х годов для использования при устройстве трамвайного движения в Азербайджане.

Источник:  Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *