26 июля 2017 года в Нижнем парке Петергофа, на территории Монплезирского комплекса прошло открытие выставки, приуроченной к 20-летию создания одного из самых популярных музеев Петергофа — «Банного корпуса».
Европейские путешественники во все времена, попадая в Россию, считали баню одной из главных составляющих российской экзотики. «Омовению русские придают очень большое значение, считая его … за необходимое дело. Поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать» — фиксирует немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671) в своем «Описании путешествия в Московию». Банные ритуалы русских вызывали искреннее удивление просвещенной Европы, отличавшейся весьма низкими уровнем гигиенической культуры. Бани традиционно использовались на Руси как средство от любого недуга, посещение бани носило и сакральный смысл – очищение не только физическое, но и духовное.
Немалый вклад в популяризацию русской бани внес ее преданный поклонник — Петр Великий. Осуществляя строительство Санкт-Петербурга, царь разрешил строить бани всем и без всяких ограничений и даже учредил специальную банную канцелярию – ведомство, отвечающее за состояние и функционирование общественных бань в новой столице. Своим банным привычкам Петр оставался верен и в европейских путешествиях. «Царь отправился в баню, следуя своему обычаю мыться каждую субботу» — отмечал журналист «Le Nouveau Mercure» в июне 1717 года во время пребывания Петра во Франции, а брюссельские газетчики несколькими месяцами ранее писали: «царь ежедневно моется в бане».
Деревянная Мыльня с жаркой парной относится к числу первых петергофских построек. С течением времени скромное петровское здание неоднократно перестраивалось во вкусе новых владельцев летней резиденции плеядой талантливых зодчих: в середине XVIII столетия по проекту итальянца Б.Ф. Растрелли, при Павле I – арх. Дж. Кваренги, наконец, в 1860-е перестройкой бани руководил арх. Э. Ган, деликатно сохранивший в оформлении фасада стиль петровской эпохи. Бывшая петровская Мыльня, войдя в состав единого комплекса зданий Монплезира, превратилась в каменный Банный корпус с бассейном, наполняющимся морской водой, «вододействующими трубками», фонтаном, комнатами отдыха, пейзажным садиком в «китайском вкусе» и комплексом Холодной, Теплой и Паровой ванн, применявшихся в XIX веке для лечения чахотки – болезни, постигшей супругу императора Александра II Марию Александровну. Помещения Банного корпуса предназначались не только для омовения, представители императорской семьи, их гости и придворные пили чай и горячий шоколад, трапезничали, отдыхали.
В годы Великой Отечественной войны восточный флигель дворца Монплезир, в том числе и знаменитые царские бани, был практически уничтожен. Послевоенная реставрация велась более полувека. И лишь в 1997 году музейный комплекс, объединивший Ассамблейный зал, Гостевые покои, Мыльню для кавалеров и фрейлин, Банный и Кухонный корпуса, а также «Китайский садик», распахнул свои двери для посетителей.
Юбилейная выставка, подготовленная на материалах фотодокументов, авторских чертежей и планов из архивов ГМЗ «Петергоф», подробно освещает историю строительства, реставрации комплекса и создания в его стенах уникального историко-бытового музея.
Источник: ГМЗ «Петергоф»