Вспоминая Оранэлу

В апреле этого года в Петербурге в культурно-досуговом клубе «Энергия», работающем в историческом здании Княжевской подстанции на пр. Стачек, 91, открылся Музей Оранэлы – «Ораниенбаумской электрифицированной линии». Он посвящен истории создания первой в России пригородной электрической железой дороги.

Краснокирпичное двухэтажное здание на пр. Стачек, 91 – трансформаторная Княжевская подстанция первого городского электропоезда «ОранЭЛ», которая обслуживала депо под названием «Княжево». Железнодорожный путь Ораниенбаумской линии был проложен от Нарвских ворот до Стрельны.

Здание Княжевской подстанции было возведено в 1914-1915 гг. архитектором А. И. Зазерским в стиле модерн. Во время Блокады трамвайные пути от Стрельны до города были разрушены. Часть линии была восстановлена уже в послевоенные годы.

После войны здание частично использовалась как общежитие, одновременно с этим в другой его части продолжала действовать подстанция. Также внутри находился бассейн. В 1980-х гг. случился пожар, после которого здание сперва начали ремонтировать, но потом забросили. В начале 2000-х гг. его продали частному лицу.

История реконструкции тяговой подстанции «Княжево» началась в 2003 году. С того момента целевое назначение подстанции менялось трижды. Так, в 2003-2004 годы предлагался проект приспособления подстанции под культурно-развлекательный центр «Алиса». В 2007-2009 гг. владелец здания ООО «Ганзейский союз» планировал приспособить его под пивной ресторан. Здание было отремонтировано, но ресторан в нем так и не открылся.


В 2015-2017 гг. появилась идея организовать в здании подстанции спортивно-развивающий комплекс. Собственник полностью отреставрировал здание подстанции, закончив к тому времени отделочные работы. Сейчас в нем располагается клуб «Энергия», занимающийся развивающими детскими программами: школьная подготовка, изостудия, иностранные языки и др.
В подвальном помещении подстанции для посетителей открыт Музей Оранэлы. Музей проводит выездные обзорные экскурсии по истории и маршруту Ораниенбаумской электрифицированной линии.

Источник: «Градозащитный Петербург»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *