3 июня в Штукатурный покой Китайского дворца возвратились картины, которые почти 12 лет находились в запасниках. Это стало возможно благодаря завершению комплексных реставрационных работ живописных полотен и самого исторического интерьера.
В XVIII веке Штукатурный покой Китайского дворца предназначался для отдыха и светских бесед, о чем свидетельствуют галантные сцены с участием мифологических и литературных героев, украшающих стены и потолок зала.
Из реставрационных мастерских были возвращены два настенных панно и два десюдепорта, написанные итальянскими художниками Пьетро Антонио Ротари (1707-1762) и Стефано Торелли (1712-1784). В процессе реставрации был укреплен красочный слой картин, удалены поздние тонировки, которые очень сильно изменяли колорит авторской живописи. Специалисты провели сложнейшую кропотливую работу по регенерации лаковой пленки: потемневший лак был уменьшен и выровнен в равной степени на всех полотнах.
В процессе реставрации были сделаны интересные находки о состоянии первоначального авторского слоя. На картине Пьетро Ротари «Венера и Адонис» реставраторы обнаружили следы термического ожога, которые привели к значительным повреждениям живописи. В советское время эти повреждения усиленно затонировали, и только теперь после реставрации мы можем наблюдать оригинальный вариант живописи, подлинный авторский колорит.
Картина Стефано Торелли «Селена и Эндимион» также была повреждена в значительной степени: толстый слой тонировок, позднейших записей не позволял насладиться этим изысканным произведением, считающимся одним из лучших у этого мастера. Благодаря мастерству реставраторов сегодня это полотно, полное света и воздуха, предстало перед нами именно таким, каким оно было написано в XVIII веке.
Возвращенные из реставрации десюдепорты «Венера» и «Тоскующий Марс» также принадлежат кисти Торелли. Над живописным плафоном Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце» реставраторы работали непосредственно в залах дворца. Последнее панно из исторического живописного убранства зала, картина итальянского художника Д. Чиньяролли, ещё ожидает завершения реставрации.
Реставрация самого интерьера Штукатурного покоя длилась в течение года. В ходе реставрации специалисты сохранили и вернули первоначальный колорит исторической отделке XVIII века. Альберто Джанни, сподвижник Антонио Ринальди, в сложнейшей технике намазной лепки создал декоративную отделку, поразительную по тонкости рисунка и исполнения. Помимо убранства стен и потолка, реставраторы тщательно и поэтапно восстанавливали паркет, выполненный по рисунку А. Ринальди. Каждая дощечка уникального паркета из красного и розового дерева, палисандра, пальмы, березы, яблони снималась, укреплялась и устанавливалась на свое место.
Мебельное убранство Штукатурного покоя также прошло реставрацию: уже готовы к возвращению в интерьер резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов, а также французское бюро наборного дерева того же времени, которое исторически находилось именно в этом зале Китайского дворца.
К сожалению, в условиях пандемии ГМЗ «Петергоф» не может открыть для посетителей двери обновленного Штукатурного покоя. Тем не менее продолжается реставрация исторических интерьеров и возвращение произведений на свои места – Китайский дворец ждет своих гостей.
Масштабные реставрационные работы в залах Китайского дворца с 2009 года проходят при неизменной заинтересованной поддержке ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербурга» и ООО «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ».
В XVIII веке Штукатурный покой Китайского дворца предназначался для отдыха и светских бесед, о чем свидетельствуют галантные сцены с участием мифологических и литературных героев, украшающих стены и потолок зала.
Из реставрационных мастерских были возвращены два настенных панно и два десюдепорта, написанные итальянскими художниками Пьетро Антонио Ротари (1707-1762) и Стефано Торелли (1712-1784). В процессе реставрации был укреплен красочный слой картин, удалены поздние тонировки, которые очень сильно изменяли колорит авторской живописи. Специалисты провели сложнейшую кропотливую работу по регенерации лаковой пленки: потемневший лак был уменьшен и выровнен в равной степени на всех полотнах.
В процессе реставрации были сделаны интересные находки о состоянии первоначального авторского слоя. На картине Пьетро Ротари «Венера и Адонис» реставраторы обнаружили следы термического ожога, которые привели к значительным повреждениям живописи. В советское время эти повреждения усиленно затонировали, и только теперь после реставрации мы можем наблюдать оригинальный вариант живописи, подлинный авторский колорит.
Картина Стефано Торелли «Селена и Эндимион» также была повреждена в значительной степени: толстый слой тонировок, позднейших записей не позволял насладиться этим изысканным произведением, считающимся одним из лучших у этого мастера. Благодаря мастерству реставраторов сегодня это полотно, полное света и воздуха, предстало перед нами именно таким, каким оно было написано в XVIII веке.
Возвращенные из реставрации десюдепорты «Венера» и «Тоскующий Марс» также принадлежат кисти Торелли. Над живописным плафоном Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце» реставраторы работали непосредственно в залах дворца. Последнее панно из исторического живописного убранства зала, картина итальянского художника Д. Чиньяролли, ещё ожидает завершения реставрации.
Реставрация самого интерьера Штукатурного покоя длилась в течение года. В ходе реставрации специалисты сохранили и вернули первоначальный колорит исторической отделке XVIII века. Альберто Джанни, сподвижник Антонио Ринальди, в сложнейшей технике намазной лепки создал декоративную отделку, поразительную по тонкости рисунка и исполнения. Помимо убранства стен и потолка, реставраторы тщательно и поэтапно восстанавливали паркет, выполненный по рисунку А. Ринальди. Каждая дощечка уникального паркета из красного и розового дерева, палисандра, пальмы, березы, яблони снималась, укреплялась и устанавливалась на свое место.
Мебельное убранство Штукатурного покоя также прошло реставрацию: уже готовы к возвращению в интерьер резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов, а также французское бюро наборного дерева того же времени, которое исторически находилось именно в этом зале Китайского дворца.
К сожалению, в условиях пандемии ГМЗ «Петергоф» не может открыть для посетителей двери обновленного Штукатурного покоя. Тем не менее продолжается реставрация исторических интерьеров и возвращение произведений на свои места – Китайский дворец ждет своих гостей.
Масштабные реставрационные работы в залах Китайского дворца с 2009 года проходят при неизменной заинтересованной поддержке ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербурга» и ООО «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ».
Источник: ГМЗ Петергоф