17 апреля в дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум» состоялся пресс-тур, приуроченный к Международному дню памятников и исторических мест, в рамках которого представители СМИ посетили важнейшие объекты ГМЗ «Петергоф», находящиеся сейчас на реставрации, — Дворец Петра III и Китайский дворец.
24 мая состоится торжественное открытие после двухлетней реставрации дворца Петра III в Ораниенбауме. Дворец Петра III– это единственное каменное строение, сохранившееся от потешной крепости «Петерштадт». По словам Е.Я. Кальницкой, «Петерштадт» был тем удивительным ансамблем, к котором «большой ребенок и великий романтик, Петр III строил свою цивилизацию, свою вселенную».
Реставрация дворца Петра III началась в марте 2016 года. Уже на этапе расчисток, предшествующих реставрации, во дворце было обнаружено несколько удивительных находок, отсылающих к ранней истории памятника. В кабинете на втором этаже во время демонтажа декоративного штофа на откосе одного из окон реставраторы наткнулись на фрагмент живописи, выполненный немецким художником Гансом Вильгельмом Шмидтом в 1880-х годах во время перестройки дворца под охотничий домик герцогов Мекленбург-Стрелицкого. Любопытная черта этого фрагмента: реставраторы предполагают, что на нем сохранились разрывы от осколков снаряда, упавшего в соседний интерьер во время Великой Отечественной войны. По словам главного архитектора ГМЗ «Петергоф» С.А. Павлова, реставрационный совет решил законсервировать эту панель в найденном виде – как некий «след войны».
Возвращение аутентичной живописи в интерьеры дворца – характерная черта данного реставрационного проекта. После сложнейших процедур по консервации и реставрации в Кабинет и Спальню дворца перенесены живописные панно Ганса Шмидта, выполненные специально для дворца в Веймаре в 1880-х. Более 60 лет эти подлинные элементы отделки XIXвека хранились в запасниках музея и не были известны широкому зрителю и большинству специалистов.
Главная находка сделана реставраторами в Картинном зале: после демонтажа светильника и расчисток, в медальоне потолка обнаружен живописный плафон, заклеенный, очевидно, в ходе послевоенной реставрации. Исходя из стилистики живописи и сюжета, научные сотрудники ГМЗ «Петергоф» приписывают авторство плафона также веймарскому художнику Г.В. Шмидту. На сегодняшний день в Картинный зал возвращены несколько десятков картин исторической шпалерной развески. Как рассказал С.А. Павлов, шпалерная развеска картин была вывезена из дворца в XVIII веке и воссоздана лишь в 60-х годах XX века. В день пресс-тура на глазах у журналистов картина «Старик с книгой» неизвестного автора по оригиналу Д. Тьеполо заняла свое место в развеске Картинного зала.
Китайский дворец находится на реставрации с 2009 года. Все эти годы надежным партнером ГМЗ «Петергоф» в нелегком деле сохранения блестящего образца русской архитектуры XVIII века выступает ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». В 2018 ГМЗ «Петергоф» отметит 250-летний юбилей Китайского дворца. К этой дате приурочено открытие трех интерьеров любимого домика императрицы Екатерины II: Штофной опочивальни, Будуара и Кабинета наследника Екатерины – Павла Петровича. В Штофной опочивальне на свои исторические места возвращены выполненные художниками И.П. Келером и Л.Х. Фрикке декоративные живописные панно, демонтированные еще в 50-х годах XX века. Сложнейшие консервационно-реставрационные работы по живописи проводились художниками-реставраторами Петербургской реставрационной компании Н.А. Михайловым, В.В. Осиповым и Г.В. Ивановой.
Т.С. Сясина, хранитель Китайского дворца, обратила внимание журналистов на то, что деревянные панели, расписанные Серафино Бароцци, происходят из «Орехового покоя» императрицы Екатерины II и являются подлинными элементами отделки XVIII века.
Китайский дворец откроется уже в конце мая. Но три отреставрированных зала представят публике в день 250-летнего юбилея дворца. По словам Е.Я. Кальницкой, » на 5 июля мы готовим все возможные торжества и сюрпризы».
Источник: ГМЗ «Петергоф»