К 220-летию со дня рождения императрицы Александры Федоровны
13 июля 2018 года исполнилось 220 лет со дня рождения императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I. К ее юбилею в Царицыном павильоне, расположенном на острове посреди Ольгина пруда, приурочена камерная выставка-посвящение.
Ключевой экспонат выставки — портрет императрицы в русском придворном платье кисти неизвестного художника, воспроизводящий полотно прусского живописца Франца Крюгера.
Написанный после 1838 года, портрет императрицы — почти ровесник Царицына павильона. Он позволяет представить облик его августейшей владелицы и ощутить ее незримое присутствие в утонченных интерьерах комнат «помпеянской виллы», возведенной архитектором А.И. Штакеншнейдером. «Оазис роскоши и вкуса» — так называли современники Царицын павильон, подаренный Александре Федоровне Николаем Павловичем в 1844 году: античный дом с атриумом, фонтанами, мозаиками и скульптурой.
Сопутствуют портрету на выставке мемориальные вещи государыни-императрицы — итальянские сувениры. Они происходят из исторической коллекции дворца «Коттедж», Царицына и Ольгина павильонов. Выставка дает особую возможность ближе познакомиться с памятными предметами, хранящими воспоминания о путешествии царской семьи в Италию в 1845-1846 годах, подарившей Александре Федоровне подлинной счастье.
Выставка работает до 15 октября.
Вход на выставку по билетам «Царицына и Ольгина павильонов».
К 250-летию Китайского дворца: открытие после реставрации трех залов половины Павла
5 июля 2018 года состоялось торжественное открытие после реставрации трех залов Китайского дворца, приуроченное к 250-летнему юбилею жемчужины ораниенбаумского ансамбля. Гости увидели отреставрированные комнаты великого князя Павла Петровича в восточной половине дворца: Штофную опочивальню, Будуар и Кабинет.
Открывая анфиладу жилых покоев великого князя, Штофная опочивальня являлась парадной спальней наследника. После реставрации в опочивальню возвратились декоративные панно, выполненные художниками И.П. Келером и Л.Х. Фрикке и хранившиеся в запасниках с 1950-х гг.
Восстановление этих декоративных элементов стало серьезным испытанием для реставраторов: масляный живописный слой необходимо было реставрировать в непосредственной близости от экспозиционных залов, чтобы соблюсти температурно-влажностный режим и не навредить хрупкой живописи.
Отдельного внимания посетителей заслуживает знаменитый паркет, созданный в XVIII столетии по рисункам А. Ринальди. В ходе консервационных работ, которые исполнялись реставраторами-паркетчиками под руководством А.П. Волкодава, удалось сохранить художественный набор из редких пород дерева.
Рядом со Штофной опочивальней расположен Кабинет Павла, в XVIII веке получивший название «Кабинетик» из-за своих небольших размеров. Во время реставрации Кабинета произошло удивительное открытие: в Будуаре была обнаружена подлинная дверь XVIII столетия, которая при Екатерине II соединяла это помещение с Кабинетом Павла.
Будуар, называемый в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев, отведенных для великого князя.
Открывающиеся интерьеры украсят музейные предметы. Так, в Кабинете Павла будут размещены отреставрированные китайские мраморные и деревянные панно второй четверти – середины XVIII века. В Будуаре можно будет увидеть дорожный туалетный стол Екатерины Великой. В Штофную опочивальню вернутся редчайшие образцы прикладного искусства – соломенные панно, вышитые синелью и стеклярусом, в 1762-1764 годах в мастерской мадам де Шель.
Таким образом, в 250-летнем Китайском дворце посетителям представлены десять из семнадцати интерьеров.
Источник: ГМЗ «Петергоф»