В конце прошлой недели в южной галерее Культурного центра «Каскад» открылась выставка фотографий Виктора ХАРЧЕНКО
«Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент.»
А. Картье-Брессон
«Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент.»
А. Картье-Брессон
Каждая черно-белая фотография Виктора Харченко — это стоп-кадр захватывающего кинофильма, имя которого: Жизнь. Честно говоря, в этих пленочных фотографиях больше от хорошего кинематографа, чем в любом голливудовском блокбастере. Хотя автор не прибегает ни к дорогостоящим спецэффектам, ни даже к возможностям цифровой фотографии. Его арсенал исчерпывается тем инструментом, который Брессон метко назвал «продолжением глаза»- механическим фотоаппаратом, заряженным черно-белой пленкой. Таким же точно, как был у самого Брессона, у Родченко и у сотен других фотографов прошлого столетия, которые вместе создали этот грандиозный портрет своего времени, который до сих пор «цепляет» и заставляет переживать и чувствовать с неослабевающей силой то биение жизни и свежесть бытия, которые и составляют стержневую тему настоящего Искусства.
Если фотограф снимает не натюрморт и не постановочную сцену, а стремительно меняющую свои очертания «уличную» реальность, он должен обладать даром поймать тот самый «решающий момент», когда идущие, бегущие, мчащиеся объекты на мгновенье займут перед объективом свои точные места, словно по приказу невидимого режиссера. Только тогда фотография перестанет быть нагромождением случайностей, станет увлекательной «историей», для которой зритель сможет домыслить продолжение. Этим даром решительно схватить необходимый, по словам Брессона, «решающий момент», несомненно обладает Виктор Харченко.
На открытии выставки был Игорь Лебедев, историк фотографии: «На части фотографий, зритель, который смотрит на них внимательно, — обнаруживает, что ЕГО обнаружили! Уличная фотография – единственный жанр съемки, где зритель встает на позицию автора снимка и заменяет его, становясь участником жизненной сценки и соучастником съемочного процесса. Мир, который мы видим на этих фотографиях, в реальности уже не существует, но он оживает в тот момент, когда мы погружаемся в его рассматривание. Но сначала этот момент — одну тысячную долю секунды — фотограф должен успеть запечатлеть. В этом его удача и мастерство. На этой выставке таких моментов много!»
Кроме этого, во многих произведениях автор идет еще дальше, фиксируя движение в его протяженности, сознательно отделяя динамику от статики. Движущиеся велосипедисты, пешеходы становятся похожими на тени, словно вышедшие из незримо присутствующего другого измерения, которое считалось не подвластным такому статичному искусству, как фотография. Однако Виктор Харченко сумел запечатлеть в своих стоп-кадрах помимо Пространства и это, другое измерение- Время.
Многоплановая, глубокая, восходящая корнями к классическому фотоискусству XX века, выставка фоторабот В.Харченко ждет зрителей в стенах КЦ «Каскад» до 7 ноября.
Дмитрий Алексеев