Мода на голландские плитковые интерьеры пришла в Европу из Франции в последней трети XIV века, когда в Версале строился Малый фарфоровый Трианон, стены которого снаружи были облицованы голландской плиткой. В начале 18 века много дворцов с изразцовыми интерьерами воздвигается в немецких княжествах. Актуальность плитковых интерьеров возрастает и распространяется как в Европе, так и в России.
В Петербурге первые изразцовые интерьеры появились в 1710-е годы. Но наиболее широко плитковая отделка использовалась для декора Зимнего и Летнего дворцов Петра I, его загородных резиденций, домов придворной знати — Ф. М. Апраксина, П. П.Шафирова и более всего дворцов А. Д. Меншикова в 1720-е годы.
Подобное увлечение изразцовой отделкой соединяло два важнейших свойства – была утилитарной и декоративной. Также привлекала гигиеничность этого материала, способного защищать от влажности при сыром климате, но самое главное – он был красив и и моден.
Много плитковых покоев было в Ораниенбаумском дворце Меншикова. Известно, что для Меншикова плитка высылалась из Голландии. На кафлях, как еще называли плитку, были изображены суда, мельницы, каналы и целые бытовые сцены, исполненные синей краской по белому фону.
Так, в письме к Христофору Брандту Меншиков писал: «Тако же вышлите нам сюда тысяч пятьдесят хороших синих плиток на убирание палат …».
Но дворец отделывался не только привозными плитками. Изготовлялись и расписывались плитки также в гончарных мастерских при кирпичных заводах Петербурга и его окрестностей.
Самым значительным в Петербурге был кирпичный завод в Стрельне.
В мае 1713 года в Стрельне открылись кирпичные заводы. В местах их расположения залегала хорошая глина, а обилие лесных массивов в верховьях р. Стрелки обеспечивало возможность сплавлять сюда дрова. Производительность предприятия с каждым годом возрастала. В 1722 году в 10 печах было обожжено лишь одного кирпича четыре с половиной миллиона штук.
Один из самых ранних и значительных сооружений: в Петергофе – Монплезир, в Стрельне – нынешний Константиновский дворец, в Петербурге — здания «Двенадцати коллегий» выложены из кирпича, изготовленного на стрельнинских кирпичных заводах.
Здесь находился также и Гончарный двор, на котором из глины делали посуду, трубы, садовые горшки, мозаичный кирпич, кафли.
Хотя изготовление кафлей было давно известно на Руси, но так как привозные изделия входили в моду в дворцовом строительстве, то отечественное производство должно было пойти навстречу новому вкусу.
Первоначально выделка кафлей велась под руководством приглашенного мастера Яна Пала. Но с 1724 года, их изготовлением занялись кафельного дела подмастерье Архип Малехин и состоящие при нем 7 русских учеников. Роспись кафлей вели живописцы Иван Лопатин, Степан Скорняков, Захар Панов, Иван Лукьянов, Еремей Евлампиев, Емельян Шарков, Данил Дудин. Обжигальщиком был Иван Пономарев.
На гончарном дворе в Стрельне кафли изготавливались десятками тысяч, в количестве, достаточном не только для отделки царских дворцов и казенных зданий, но и для широкой торговли. Изделия со стрельниского Гончарного двора продавались в Петербурге в Гостином дворе.
Тяжелые условия труда на кирпичных заводах и Гончарном дворе были причиной высокой смертности и массовых побегов мастеровых людей. Правительство принимало меры к улучшению быта работавших на этих предприятиях. Предписывалось, например, иметь бани и харчевни, строить жилые дома. При кирпичных заводах в 1719 году было 50 изб. Так их недоставало. Они всегда были перенаселены.
Тяжелое положение мастеровых людей усугублялось также тем, что заработная плата и хлебный паек выдавались нерегулярно. Так, в 1732 году смотритель заводов поручик Савенков жаловался на то, что рабочие не получали зарплаты с января, побираются и разбредаются по соседним уездам.
Начиная с 30-х годов 18 века, в связи с сокращением дворцового строительства, Стрельнинские кирпичные заводы и Гончарный двор прекратили свое существование и больше не возобновлялись.
Елена Андрющенко
Вернуться к просмотру других новостей.
Вернуться на главную.