Ученые-историки Санкт-Петербургского государственного университета ищут исторические материалы об иконостасе Смольного собора. С начала 2017 года специалистам удалось собрать ряд редких архивных документов, а также обнаружить аналоги иконостаса в Царском Селе.
Третий и последний иконостас работы Максимилиана Месмахера — известного архитектора, автора проектов многих зданий Москвы и Петербурга — в 1875 году был установлен в Смольном Воскресения Христова соборе, входящем в архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Однако после революции религиозный памятник серьезно пострадал, а в самом соборе в разное время размешались светские организации. Однако каркас иконостаса сохранялся в интерьере собора до тех пор, пока здание не передали в ведение Государственного музея истории Ленинграда. Конструкцию высотой в несколько метров решили полностью разобрать, и с тех пор ее дальнейшая судьба была неизвестна.
«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах», — рассказал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга выступил с инициативой воссоздания утраченного иконостаса. Для последующей реконструкции памятника сотрудники комитета собрали исторические материалы — чертежи, изображения и документы.
На следующем этапе поисков КГИОП обратился за помощью к ученым-историкам СПбГУ. Рабочая группа Университета предприняла попытку найти фрагменты иконостаса, которые могут помочь специалистам определить точный цвет и материал памятника. В течение нескольких месяцев историки работали в архивах, осматривали хранилища и опрашивали музейных работников.
Специалисты СПбГУ провели фотофиксацию аналогов религиозного памятника — фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании нового иконостаса для собора Растрелли — шедевра архитектуры этого стиля. Пушкинские святыни также могут стать ориентиром при воссоздании иконостаса Смольного собора.
Кроме того, эксперты СПбГУ обнаружили ценные архивные материалы, которые в дальнейшем помогут в реконструкции иконостаса. В собрании Российской национальной библиотеки был найден альбом иконостасов 1904 года с тремя изображениями иконостаса Смольного собора, два из которых — с масштабной линейкой. Специалисты нашли и другие проекты Месмахера — кафедры и входного деревянного тамбура, которые не имеют отношения к иконостасу, но могут быть полезны при восстановлении других элементов убранства.
«Поддержку в поиске исторических материалов и аналогов иконостаса оказывает ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он проявляет большой интерес к работе группы и нередко лично обращается в различные структуры с просьбой оказать нам помощь», — отметил Абдулла Даудов.
Сегодня основные поиски исторических материалов об иконостасе Смольного собора завершены. Однако рабочая группа не теряет надежды на то, что фрагменты иконостаса будут найдены. В связи с этим специалисты будут благодарны за любые исторические сведения об иконостасе и возможном местонахождении его фрагментов.
Если вы располагаете какой-либо информацией об утраченном иконостасе, просим сообщить об этом специалистам СПбГУ по адресу: a.daudov@spbu.ru или по телефону: +7 (812) 328–94–47.
Источник: www.spbu.ru