Ключевой показатель эффективности (КПИ, KPI) является важнейшей величиной, которая позволяет оценить результативность бизнеса. Организациями может использоваться на нескольких уровнях. Высокий уровень КПИ представляет собой общую оценку эффективности работы фирмы, КПИ низшего уровня позволяет оценить успешность работы конкретных отделов, например, кадрового отдела, продаж отдела, закупок и так далее.
Очень важно научиться правильно использовать КПИ для оценки эффективности своего бизнеса. При этом следует иметь в виду, что КПИ представляет собой своеобразную форму коммуникации, к которой предъявляются те же требования, что и к стандартному процессу взаимодействия. Далее рассмотрим, что такое KPI и как рассчитать показатель для своего бизнеса. Нужно определить цели организации, решить, как их достичь и кто ответственен за успех. Следует понимать, что КПИ – не просто расчет, который делается один раз, это постоянные перемены показателей.
Методика разработки
Необходимо действовать последовательно и учитывать, что КПИ связано с конкретным бизнес-результатом или целью. Поэтому первый пункт стратегии – четкая формулировка цели. Если цель недостаточно ясна, то об успехе не может быть и речи, поскольку достичь того, что не понятно, не удастся. Правила формулировки цели:
Вторая особенность использования КПИ – передача данных непосредственным участникам – сотрудникам. Им сложно эффективно действовать, если часть информации из коммерческих соображений утаивается, например, в продажах выполнить план, если сами плановые показатели неизвестны.
В некоторых современных компаниях используется практика разделение информации: один отдел не имеет никакого представления о том, чем занимается второй. Руководству кажется, что это позволяет сохранить коммерческую тайну и не допустить конфликтов между подразделениями. На самом же деле отделы лишаются возможности эффективного взаимодействия. А результативность работы самой компании целом также снижается.
Очень важно уделять должное внимание к пересмотру КПИ, делать это можно ежемесячно, а еще лучше – еженедельно. Проверка ключевых показателей эффективности поможет понять, какие именно подразделения не справляются с поставленными задачами, а какие – перевыполняют план и нуждаются в росте нагрузки.
Отдельные параметры позволят оценить эффективность работы организации в целом. Поэтому важно держать руку на пульсе, добиться успеха можно только в том случае, если контролировать работу фирмы на постоянной основе.