Первое упоминание Петергфа (в переводе с немецкого языка Петров двор) относится к 13 сентября 1705 года. В этот день в небольшой мызе на южном берегу Финского залива, отдыхал Петр I во время переезда из Петербурга в Кронштадт.
Расположение мызы оказалось очень удобным. Здесь для царя разбили сад и построили небольшой деревянный дворец. С1714 года, когда началось строительство Верхних палат (будущего Большого Петергофского дворца) Петергоф становится парадной царской резиденцией.
По проекту приглашенного из Франции архитектора Ж.-Б. Леблона достраивается первый Большой дворец, дворец Монплезир, получает современные очертания центральная часть Нижнего парка. С 1719 года под руководством итальянского архитектора Н. Микетти начинаются работы по строительству фонтанов и каскадов. Большой праздник в честь открытия загородной резиденции состоялся 15 августа 1723 года.
Планировка дворцово-паркового ансамбля, задуманная Петром, сохранилась до сегодняшнего дня. Перед Большим Петергофским дворцом расположен Верхний сад. Во времена Петра I, несмотря на парадный характер, сад выполнял и хозяйственное назначение: здесь выращивали овощи и фрукты. Огороды из парка были убраны к середине XVIII века. После расширения и перепланировки, проведенных под руководством Ф.Б. Растрелли, Верхний сад стал образцом регулярного парка с симметричными дорожками, трельяжными беседками, красиво подстриженными деревьями, скульптурами и фонтанами. Главной композицией Верхнего сада является барочная скульптурная группа «Нептун», расположенная в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг. и приобретена императором Павлом I.
Большой Петергофский дворец является центром всего дворцово-паркового ансамбля. Его фасады протянулись вдоль террасы над Финским заливом на 300 метров.
Современный облик дворца формировался на протяжении полутора веков. Заложенные при Петре I архитектором И.Ф. Браунштейном небольшие «Нагорные палаты» служили для проведения различных торжеств. Несмотря на перестройки, в которых принимали участие выдающиеся зодчие Ж.Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, к середине XVIII века дворец не соответствовал своему парадному назначению. По приказу императрицы Елизаветы Петровны архитектор Ф.Б. Растрелли перестраивает здание в стиле барокко. Сохранив стены старого дворца, он увеличивает высоту на один этаж, пристраивает галереи, украшает фасады колоннами и пилястрами. Интерьеры, оформленные по рисункам Растрелли поражали роскошью и великолепием. Стены дворца украшала золоченная резьба, шелковые ткани, зеркала, создающие иллюзию бесконечного пространства.
Пышность и блеск елизаветинского барокко в царствование Екатерины II сменяют интерьеры классического стиля. Над оформлением внутреннего убранства работают великие архитекторы Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Вален-Деламот. Главным украшением становятся лепные композиции, создающие впечатление изысканности и простоты.
В середине XIX века в царствование императора Николая I облик дворца вновь меняется. Под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера в Восточном флигеле надстраивается третий этаж и создаются восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским.
В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Восстановительные работы начались сразу после освобождения Петергофа от фашистов в 1944 году. Благодаря таланту и самоотверженной работе архитекторов, реставраторов, музейных работников, уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы.
От террасы, на которой расположен Большой дворец до берега Финского залива раскинулся Нижний парк. Его площадь занимает 12,5 гектаров, с запада на восток он протянулся почти на два с половиной километра.
Планировка и устройство Нижнего парка были задуманы Петром I. Строительство парка было начато одновременно с строительством Большого дворца в 1714 году. Замысел царя воплощали Ж.Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов.
В начале XVIII века Нижний парк являлся образцом французского регулярного парка. Несмотря на более, чем трехсотлетнюю историю, планировка того времени сохранилась до сегодняшнего дня. Парк делится на три части: центральную, восточную (Монплезирскую) и западную (Марлинскую). Эти части связаны двумя системами аллей. Главная аллея , проходящая через весь парк, берет начало у восточных ворот и приводит ко дворцу Марли — композиционной доминанте западной части парка. Каждая из аллей, веером расходящихся от Большого дворца, также завершается дворцом, фонтаном или скульптурой. Регулярный характер парка подчеркивался красиво подстриженными деревьями, цветниками, напоминавшими узор паркета в залах дворца, мраморными скульптурами.
В царствование императрицы Екатерины II мода на регулярные парки уходит в прошлое. Стиль классицизм, придя на смену пышному и вычурному барокко, провозглашает красоту естественной природы. Садовые мастера перестают стричь деревья. Они разрастаются, прячут в тени красиво изгибающиеся аллеи, садовые скамейки и беседки. Такие парки стали называть пейзажными.
Сегодня черты пейзажного парка сохраняются в Восточной части. Центральной и западной частям Нижнего парка реставраторы придали вид регулярного сада первой трети XVIII столетия.
Главным украшением дворцово-паркового ансамбля являются фонтаны. Идея их устройства в парках Петергофа принадлежит Петру I. Он задумал уникальную для своего времени самоподводящую водоводную систему. Источники воды располагались на Ропшинских высотах приблизительно в 22 километрах от Петергофа. С помощью каналов, шлюзов и водонакопительных прудов с использованием перепадов высот вода естественным ходом подводилась к фонтаном. Замысел Петра по строительству фонтанного водовода воплотил русский инженер-гидравлик В. Туволков.
Водоводная система усовершенствовалась на протяжении более ста лет. С середины XIX века она дошла до сегодняшнего дня почти в неизменном виде. Длина всех каналов составляет около 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ— 100 гектаров, с объемом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров.
Сегодня в петергофских парках работают четыре каскада и около 150 фонтанов. Наряду с фонтанами первой трети XVIII века «Фаворитка» и «Солнце» (приводятся в действие водяной турбиной), каскадами «Шахматная гора» и «Золотая гора», задуманными Петром I, фонтанами-шутихами, Нижний парк украшают фонтаны и XIX века.
Жемчужиной петергофского ансамбля является Большой каскад. Он был задуман Петром I, как парадный въезд в резиденцию со стороны Финского залива. Суда по Морскому каналу входили в небольшую гавань у подножия дворца. Гости царя по лестницам, с двух сторон обрамляющих фонтанный каскад, поднимались на террасу перед входом в резиденцию.
Каскад сооружался одновременно с дворцом и образует с ним единый архитектурный комплекс. Большой каскад — это гармоничное соединение скульптуры и вздымающихся вверх водных струй. Статуи, украшавшие ступени каскада петровского времени, были свинцовыми и покрыты сусальным золотом. В царствование императора Павла I их заменили на бронзовую скульптуру, копии работ мастеров античности и Ренессанса, а также 15 оригинальных произведений лучших отечественных скульпторов того времени: М. И. Козловского, И.П. Прокофьева, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, Ф. И. Шубина, Ж. Д. Рашетта.
Оформление Большого каскада подчинено единой идее — прославлению победы России над Швецией в Северной войне. Памятником русским победам является и центральный фонтан каскада — «Самсон, разрывающий пасть льву». Фонтан был сооружен в 1735 году по рисункам Ф.Б. Растрелли в честь 25-й годовщины победы Петра I в Полтавской баталии, решающей битвы Северной войны. Свинцовую статую Самсона заменили на бронзовую, созданную замечательным русским зодчим М. Козловским, в 1802 году. В годы Великой Отечественной войны фонтан был разрушен, а центральная скульптура похищена фашистами. По довоенным фотографиям скульптор В.Л. Симонов воссоздал монументальную группу. Торжественное открытие фонтана состоялось в 1947 году.