4 августа 2017 года в Верхнем саду ГМЗ «Петергоф» открывается выставка «Императорские «чугунки». К 180-летию железных дорог России и 160-летию открытия Петергофской железной дороги».
Выставка, организованная ГМЗ «Петергоф» и Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I при участии Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги», знакомит с историей строительства железных дорог в России – первых «чугу́нок», соединивших столицу империи с царскими резиденциями. Успех этого важнейшего для России проекта обусловила подготовка первых российских инженеров путей сообщения. Экспозиция рассказывает об устройстве обычных и царских поездов, знакомит с дорожным бытом и модой конца XIX – начала XX века.
Стендовая выставка впервые в увлекательной и наглядной форме рассказывает об истории появления железной дороги, ведшей из столицы в царскую летнюю резиденцию. Выставка проиллюстрирована внушительным количеством редких документов, фотографий и рисунков, хранящихся в архивах и библиотеках организаций – участников данного проекта. Стенды украшают специально изготовленные флаги, отражающие историю Министерства путей сообщения за весь дореволюционный период.
Создание и развитие железнодорожного транспорта в России неразрывно связано с именем императора Николая I. Следуя примеру своего великого прапрадеда Петра I, он смог заглянуть в будущее России. Непреклонная воля императора в этом вопросе стала решающим фактором в создании первых отечественных железных дорог – Царскосельской (1837) и Петербурго-Московской или Николаевской (1851). Следующей железной дорогой стала Петергофская дорога (1857), связавшая столицу империи с императорской резиденцией Петергоф. Начатая строительством в период тяжелой для империи Крымской войны, Петергофская железная дорога была частной и строилась на деньги известнейшего промышленника, банкира и мецената барона А.Л. Штиглица.
Последовавший во второй половине XIX века железнодорожный бум в России привел к стремительному росту количества железных дорог, в том числе и на северо-западе. Бывшая Петергофская железная дорога вначале была продолжена до Ораниенбаума в 1864-м году, а затем была соединена с портом Ревель в Эстонии, что привело к созданию в конце XIX века Балтийской железной дороги.
Важную роль в деле развития отечественного транспорта и путей сообщения сыграл испанец на русской службе Августин Бетанкур, назначенный в 1819 году главным директором путей сообщения Российской империи. Несмотря на большой перечень его заслуг по строительству архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге, Москве и других городах, главным свершением «русского испанца» стало создание Института инженеров путей сообщения – учебного заведения, заложившего основы высшего инженерного образования в России. Сейчас этот вуз носит название Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I и готовит кадры для российских железных дорог.
Представляется весьма символичным, что сегодня Петергоф отмечает сразу две знаменательные даты в истории железных дорог и в истории России. Мы надеемся, что опыт сотрудничества в данном выставочном проекте, закрепленный выпуском совместного буклета выставки, оказался позитивным и выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Выставка проходит под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Выставка будет работать до июня 2018 года.
Источник: ГМЗ «Петергоф»