К открытию летнего сезона в ГМЗ «Петергоф» после полномасштабной реставрации вернулись домой, на прежние места вдоль Монплезирской аллеи четыре скульптуры «Вакх», две «Вакханки» и «Психея с бабочкой».
«Лечение» статуй проходило в «Реставрационной мастерской «Наследие».
Мрамор скульптур, пребывающих под открытом небом, подвергался постоянному воздействию атмосферных факторов и, соответственно, требовал очистки от различного рода загрязнений, как внешних, так и более глубоких. Во время работы реставраторы также столкнулись с утратами, которые восстанавливались мастиковкой, либо вставками из натурального камня и композитного состава, имитирующего натуральный мрамор. Некоторые утраченные детали пришлось восстанавливать по историко-архивным данным и изобразительным источникам.
Установка статуй на исторические места также потребовало скрупулезной точности. С помощью телескопического манипулятора, ручным управлением скульптуры переносили с помоста машины на пьедесталы в партерах. При этом учитывался вес хрупких мраморных фигур – порядка трехсот килограммов.
Одна из отреставрированных статуй несомненно привлечёт особое внимание зрителей. Это пленительный образ Психеи, прекрасной девушки, возлюбленной Амура. По мифологии древних, «Психея» олицетворяла душу, поэтому часто изображалась с бабочкой, существом таким же трепетным, хрупким и ранимым, как и человеческая душа. В 1870-х годах эта скульптура была специально заказана в Карраре для каскада «Золотая гора», который подлежал реновации по проекту Н.Л. Бенуа. В послевоенный период статую переместили на Монплезирскую аллею, бабочка к этому времени была утрачена – и вот теперь эта деталь воссоздана по фото-источникам и возвращена на место.
Реставрация трех других скульптур, «Вакха» и двух «Вакханок», прошла при финансовой поддержке винодельческого предприятия «Фанагория». История парных статуй «Вакханок» берет начало из коллекции герцога Лейхтенбергского: мраморные скульптуры украшали его имение в Сергиевке под Петергофом. В 1920-х статуи передали в Петергоф и установили у дворца Марли, рядом с которым они были закопаны в начале войны. С 1949 года «Вакханки» украшают Монплезирскую аллею у Западного вольера и у фонтана «Солнце».
Мраморная статуя «Вакх», вернувшаяся к Западному вольеру, представляет собой вольную копию с римского мраморного оригинала II-III вв. н.э., хранящегося в галерее Уффици, Флоренция. Известно, что в начале XIXвека «Вакх» находился в Большом зале Таврического дворца, а в 1856 по проекту А.И. Штакеншнейдера скульптуру перенесли в петергофский павильон «Бельведер» для украшения парадной лестницы. В 1930 статуя перемещена к дворцу Марли, рядом с которым закопана в подземный тайник на время войны. В мае 1949 «Вакх» перемещен от Марли на Монплезирскую аллею, которую покидал лишь в 1970-х и ныне – для реставрационных процедур.
За день до «Монплезирского ансамбля» в Верхний сад был возвращен мраморный «Аполлино», копия первой трети XIXвека с утраченного греческого оригинала IVвека до н.э. школы Праксителя. Расположение скульптуры в центре Восточного квадратного пруда потребовало от реставраторов использовать плот для перемещения скульптуры. Специалисты с успехом справились с трудной задачей даже в нелегких погодных условиях.
Текст и фото: ГМЗ «Петергоф»