24 мая 2018 года состоится торжественное открытие после двухлетней реставрации дворца Петра III в Ораниенбауме. После завершения реставрационных работ 2016-2018 гг. взору посетителей откроются обновленные интерьеры, удивительно сочетающие отделку XVIII и XIX веков.
История строительства Дворца Петра III началась в 1759 году как места отдыха императора на территории потешной крепости «Петерштадт». Автором проекта и руководителем работ был назначен итальянский архитектор Антонио Ринальди. У дворца, как и у его владельца, была «непростая» жизнь. Но, к счастью, до нас он дошел в первозданном виде. Во время Великой Отечественной войны памятник получил незначительные повреждения.
Уже на этапе расчисток, предшествовавших реставрации, во дворце были обнаружены несколько удивительных находок, отсылающих к ранней истории памятника. В кабинете на втором этаже во время демонтажа декоративного штофа на откосе одного из окон реставраторы наткнулись на фрагмент живописи, выполненный немецким художником Гансом Вильгельмом Шмидтом в 1880-х годах во время перестройки дворца под охотничий домик герцогов Мекленбург-Стрелецких. Любопытная черта этого фрагмента: реставраторы предполагают, что на нем сохранились разрывы от осколков снаряда, упавшего в соседний интерьер во время Великой Отечественной войны.
Возвращение аутентичной живописи в интерьеры дворца – характерная черта данного реставрационного проекта. После сложнейших процедур по консервации и реставрации в кабинет и спальню дворца перенесены живописные панно Ганса Шмидта, выполненные специально для дворца в Веймаре в 1880-х. Более 60 лет эти подлинные элементы отделки XIX века хранились в запасниках музея и не были известны широкому зрителю и большинству специалистов. Работы по консервации и реставрации картин выполнили художники-реставраторы художественно-реставрационной группы «Арт-студия».
Главная находка сделана реставраторами в Картинном зале дворца: после демонтажа светильника и расчисток, в медальоне потолка обнаружен живописный плафон, заклеенный, очевидно, в ходе послевоенной реставрации. Исходя из стилистики живописи и сюжета, научные сотрудники ГМЗ «Петергоф» приписывают авторство плафона также веймарскому художнику Г.В. Шмидту.
В процессе реставрации обновлены наборные паркеты и резные живописные панели в стилистике шинуазри (от фр. chinoiserie – «китайщина»). Также отреставрированы картины западно-европейских мастеров из шпалерной развески – образец живописной коллекции Петра III.
Эти находки и проведенная силами «Петербургской реставрационной компании» комплексная реставрация памятника возвращают в культурное пространство Петербурга один из шедевров европейской парковой архитектуры. Музей дает возможность прикоснуться к непростой, причудливой архитектурной и реставрационной истории Ораниенбаума, а также лучше понять загадочную личность Петра III.
Источник: ГМЗ «Петергоф» и Комитет по культуре Санкт-Петербурга